«Экологическое просвещение – неотъемлемая составляющая социально-экономического развития атомградов»/ М.В. Медведева

«Экологическое просвещение – неотъемлемая составляющая социально-экономического развития атомградов»

М.В. Медведева, к.п.н., академик МАН, председатель Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета», член Общественного совета Росатома

Одной из приоритетных характеристик социально-экономического развития территорий расположения предприятий атомной отрасли выступает экологическое просвещение, т.к. формирование экологической культуры способствует адекватному реагированию населения на развитие атомной отрасли.

В связи с тем, что образование, воспитание и просвещение – это в основном прерогатива организаций образования, мы провели опрос среди учреждений образования, являющихся базовыми в области экологического образования и просвещения на 28 территориях расположения предприятий Росатома (либо в региональных центрах, работающих на всю область, либо непосредственно в атомградах):

Удмуртская Республика, г. Глазов
Камчатский край, г. Вилючинск
Красноярский край, г. Железногорск
Красноярский край, г. Зеленогорск
Владимирская область
Воронежская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кировская область
Костромская область
Курская область, г. Курчатов
Московская область, г. Кашира
Мурманская область, г. Полярные Зори
Нижегородская область, г. Саров
Новосибирская область, г. Новосибирск
Пензенская область, г. Заречный
Ростовская область, г. Волгодонск
Саратовская область
Свердловская область, г. Заречный
Свердловская область, г. Новоуральск
Смоленская область
Тверская область, г. Удомля
Томская область, г. Северск
Ульяновская область
Челябинская область, г. Озёрск
Челябинская область, г. Снежинск
г. Санкт-Петербург

Нами предпринята попытка охватить ряд проблем, которые позволяют получить если ни точный срез, то, вполне четкое понимание сложившейся ситуации с экологическим образованием и просвещением на территориях расположения предприятий атомной отрасли.

Несмотря на то, что все атомграды объединяет их принадлежность к корпорации «Росатом», каждый имеет свои социальные и экономические особенности, что, естественно, отражается на выборе способа решения рассматриваемого вопроса на каждой из территорий.

Самое первое отличие – это назначение того или иного органа администрации, который курирует вопросы экологического образования и просвещения.
Опрос показал, что среди органов администрации, так или иначе отвечающих за осуществление данного направление на данной территории, отмечаются следующие структуры управления:
– образования – 64,0%;
– охраны окружающей среды, природных ресурсов, экологии – 42,8%;
– городского хозяйства – 14,3%;
– культуры – 3,6%;
– отдел охраны окружающей среды предприятия Росатома – 3,6% опрошенных респондентов.

Как показал сравнительный анализ на все остальные вопросы анкеты, по большому счёту, принципиально назначение ответственного за экологическое образование и просвещение того или иного органа не влияет на результативность и масштабность экологической деятельности. Единственное отличие заключается в том, что на всех территориях, где ответственными за экологическое просвещение являются управления городского хозяйства, реализуются городские программы с экологическим и природоохранным содержанием, а под руководством других ведомств такие программы реализуются (либо о них знает население) только в 71,4% атомградах.

При этом количество городских экологических и природоохранных мероприятий, реализуемых за последние 2-3 года не зависит ни от выбора ответственного органа, ни от наличия городских экологических программ. В среднем на каждой территории атомграда ежегодно проводятся 10-11 экологических и природоохранных мероприятий. Если средний показатель достаточно высок, то на ряде территорий он не превышает 2 (Саров, Полярные Зори, Саратовская область, Обнинск, Озёрск). В то же время, есть регионы, где этот показатель выше среднего значения:
– Новоуральск – 14;
– Северск – 14;
– Иркутская область – 17;
– Калининградская область – 19;
– Владимир – 23;
– Кашира – 28;
– Заречный (Пензенской области) – 32
– Новосибирск - 35.

Сохранение экологической обстановки на территории зависит от природоохранной активности населения. Ни для кого не является секретом, что именно школьники чаще всего помогают администрации города в уборке мусора и озеленении территории. В среднем по опрошенным территориям школьники принимают участие в природоохранной деятельности от 3 до 4 раз в год, хотя на ряде территорий эта активность вдвое выше: Вилючинск, Воронеж, Глазов, Заречный (Пензенская область), Иркутская область, Кашира, Курчатов.

Важнейший вклад в экологическое просвещение населения вносят образовательные и развивающие экологические программы для детей всех возрастов от дошкольного до старшего школьного.

Как показывает практика: отсутствие единого организационно-методического центра или наличие нескольких ответственных приводит практически к одному результату: ограниченное разнообразие образовательных программ и отсутствие предложений образовательных услуг для той или иной детской аудитории. При этом, когда за экологическое образование отвечают вузы, то, как правило, данный вид деятельности концентрируется исключительно на старших школьниках.
Об этом же свидетельствуют и результаты опроса.

На территориях расположения предприятий атомной отрасли такими организационно-методическими центрами в области экологического образования и просвещения являются:
– на 35,7% опрошенных территорий – организации дополнительного образования (ДЭБЦ, СЮН, ЦВР, и т.п.);
– на 7,1% – методические учреждения;
– на 3,6% – вузы;
– на 32,1% – несколько;
– на 21,4% – нет.

Сравнительный анализ количества образовательных программ экологического содержания в среднем в расчёте на одну организацию образования намного выше именно в тех атомградах, где основная ответственность за экологическое образование и просвещение лежит на учреждениях дополнительного образования:

Количество образовательных программ В среднем во всех атомградах В среднем, где центры – учреждения доп. образования В среднем, для остальных территорий
для дошкольного образования 3,5 6,2 2,1
для начальной школы 7,4 11,6 4,6
для средней школы 8,3 14,6 5,1
для старшей школы 5,75 82 4,4

В настоящее время наряду с организациями образования большой вклад в экологическое просвещение населения оказывают культурно-просветительские организации и СМИ.

По результатам опроса, в среднем на каждую территорию расположения атомной отрасли приходится в среднем от двух до трёх культурно-просветительских организаций, занимающихся экологическим просвещением. Только на трёх территориях названо по одному такому учреждению: Костромская область, Заречный (Свердловская область), Озёрск.

Среди культурно-просветительских организаций опрошенных территорий перечислены:
– библиотеки – 85,7%;
– музеи – 85,7%;
– информационные центры Росатома – 32,1%;
– дома культуры – 17,8%;
– зоопарки – 17,8%;
– просветительские центры – 14,3%;
– театры – 7,2%;
– художественные галереи – 3,6%.

Важно отметить тот факт, что информационные центры Росатома открыты в областных центрах, относящихся к 71,4% опрошенных территорий. Это очень значительная цифра. Хотя, к сожалению, взаимодействие базовых организаций образования экологической направленности налажено менее чем на половине опрошенных территорий:

Территории с налаженным взаимодействием с ИЦ Росатома Территории
без взаимодействия с ИЦ Росатома
Красноярский край, г. Железногорск
Красноярский край, г. Зеленогорск
Владимирская область
Калининградская область
Мурманская область, г. Полярные Зори
Саратовская область
Свердловская область, г. Заречный
Томская область, г. Северск
г. Санкт-Петербург
Камчатский край, г. Вилючинск
Воронежская область
Московская область, г. Кашира
Нижегородская область, г. Саров
Новосибирская область, г. Новосибирск
Ростовская область, г. Волгодонск
Свердловская область, г. Новоуральск
Смоленская область
Ульяновская область
Челябинская область, г. Озёрск
Челябинска область, г. Снежинск

На федеральном и региональном уровнях все больше средств массовой информации обращают внимание на экологическое просвещение население. Не менее важно, а может быть даже более важная роль в экологическом просвещении населения, принадлежит местным СМИ на территориях расположения предприятий атомной отрасли. Именно они могут доносить объективно ту информацию, которая касается вопросов экологической безопасности в атомградах.

Анализ ответов опрошенных территорий показал, что экологические вопросы на местном уровне освещаются через следующие источники:
– газета – 89,3%;
– TВ – 75,0%;
– интернет – 46,4%;
– радио – 25,0%.

Практически в любом деле важно развитие партнёрских отношений. В связи с этим при анкетировании просили указать те общественные организации, с которыми сотрудничают респонденты. Среди опрошенных территорий наиболее часто названы организации:
– Зелёная планета – 100%;
– Всероссийское общество охраны природы – 21,4%;
– Союз охраны птиц – 14,3%;
– Фонд Вернадского – 10,7%.

Любая экологическая деятельность требует материально-технического обеспечения: начиная от перчаток и пакетов для сбора мусора до приборов для проведения экологического мониторинга. Результаты опрошенных территорий показали, что финансовую поддержку организациям образования экологической направленности оказывают:
– муниципалитеты – 82,1%;
– предприятия Росатома – 17,8%;
– юридические лица (предприятия) – 17,8%;
– физические лица (родители, предприниматели, политики) – 17,8%;
– гранты российских и зарубежных общественных организаций – 14,3%.

Как показывает анкетирование опрошенных респондентов по вопросам об экологическом просвещении населения на территориях расположения предприятий атомной отрасли, можно утверждать, что такая работа везде проводится. Как она выглядит с точки зрения наиболее заинтересованной аудитории – глазами организаций образования с экологической направленностью, ответы говорят сами за себя.
Наверное, некоторые результаты могли быть намного интереснее с точки зрения администрации атомградов или руководства предприятий атомной отрасли, располагающихся на опрошенных территориях.

В заключение можно пожелать дальнейшего развития системы информированности населения, которого много быть не может. Одновременно, очень важно развивать конструктивное взаимодействие различных структур с организациями дополнительного образования, как основными носителями экологических знаний, методических разработок и главных организаторов природоохранных мероприятий. От такого взаимодействия могут особенно выиграть информационные центры Росатома, которым предстоит ещё большая работа по налаживанию просветительской деятельности в атомгра

Прикрепленный файлРазмер
Челябинск май 2015 Медведева.pdf314.27 кб