Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России «Пятигорск 2013»

Андрей Семке - учитель физики МОУ СОШ № 11 г. Ейска Краснодарского края, учитель года 2000 и ученики МОУ СОШ № 11 г. Ейска, МОУ Гимназии № 14 г. Ейска с использованием материалов В.Н. Головнера и экспедиционной газеты «ПятКа», 16.07.2013
Экологическая экспедиция школьников «Пятигорск 2013»

Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России «Пятигорск 2013»

Сотни километров дорог. Собранные дома рюкзаки с нужными и не очень вещами, полевые лаборатории. И вот мы в Пятигорске. Горы нас встретили ласковым солнышком, морем зелени и добрых улыбок наших друзей. В этом году экспедиция собрала школьников и Учителей года из 27 регионов России (Республика Адыгея, Владимирская область, Амурская область,Республика Чечня, Белгородская область, Тульская область, Вологодская область, Воронежская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Ростовская область, Ставропольский край, Краснодарский край, ХМАО, Волгоградская область, Свердловская область, Челябинская область, Томская область и т.д.) и Республики Болгария.

Основная идея проекта наших экспедиций очень простая. Учителя летом вместо отпуска продолжают работать, а ученики вместо каникул продолжают учиться. Но понятно, происходит это в очень необычной форме, которая и заставляет нас посвятить экспедиции свое летнее время. Просто каждый из нас, собравшихся здесь учителей, умеет не только преподавать свой предмет, но и применить его для конкретных практических целей в полевых условиях: например, научиться конструированию у живых организмов, определить, какой из фруктов содержит больше витамина С, измерить чистоту воздуха, глядя при этом на лишайники, или выяснить, что означают слова Машук, Бештау, Эльбрус, и какой народ их так назвал.

Почему мы всё это называем экспедицией? Какое содержание мы вкладываем в это слово? Во-первых, потому что вся работа в течение одиннадцати дней (такова в этом году продолжительность рабочей части экспедиции) ведется в полевых условиях. Мы живем в палаточном лагере прямо на природе. А еще экспедиция всегда предполагает изыскания, которые и должны начаться с завтрашнего дня. Каждый из учителей будет уводить нас на поиски одному ему известных сокровищ природы.

Для проведения экспедиции мы всегда выбираем регион России, где этих сокровищ особенно много.

Так, Первая экспедиция проходила в 2002 году на берегах Байкала. Вторую экспедицию принимала Республика Коми. Она проходила в Северном Приуралье, среди таежных лесов Печоро-Илычского заповедника. Согласитесь, всё это такие места, куда без экспедиции не попадешь. Третья экспедиция проходила в Краснодарском крае на берегах Азовского моря. Четвертую экспедицию принимал Кавказ, гостеприимная Горная Адыгея. В 2006 году Пятая экспедиция проводилась в Озерном крае, на территории Новгородской области. В 2007 году экспедиция побывала в засушливых степях Астраханской области, на берегу солончакового озера Баскунчак и в дельте Волги. В 2008 году мы работали в горах Карачаево-Черкесии, в долине реки Теберда, в предгорьях всемирно известного Домбая. Летом 2009 года экспедиция побывала на Южном Урале, а территориями ее проведения стали знаменитый пещерный комплекс Сикияз-Томак в долине реки Ай и национальный парк Зюраткуль. В 2010 году экспедиция проводилась на Нижней Волге. Объектами нашего исследования стали территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Юбилейную десятую экспедицию принимала Калининградская область. Наш лагерь располагался в уникальном месте – в Национальном парке «Куршская коса» на самом берегу Балтийского моря. В прошлом году Одиннадцатая экспедиция проходила на территории Природного парка «Шаркан» в Удмуртской республике.

Как же проходит экспедиция? Всех участников экспедиции мы объединяем в несколько рабочих групп. В этой экспедиции их было 13. В пяти из них объединены ветераны экспедиции, те, кто участвует в ней уже не в первый раз. Они будут заниматься по особой программе.

Как уже говорилось, каждый из учителей привозит свою исследовательскую программу, которую проводит в своей мастерской. Мастерская – это не обязательно кабинет. Это может быть берег озера, лесная поляна. Мастерская там, где есть мастер.

Параллельно работе в мастерских мы посещали интересные места в окрестностях. Помимо учебной исследовательской программы мы побывали на экскурсии в городе-курорте Кисловодске, совершили восхождения на горы Машук и Бештау, а Пятигорску была посвящена отдельная программа, которую мы называем «День региона». Кроме того, прямо рядом с нашим лагерем находились два места со странными названиями: арборетум и терренкур. И мы их, конечно, тоже как-то посетили. В Перкальском арборетуме собрана уникальная коллекция представителей флоры Кавказа. А терренкур – это вообще удивительная вещь: это специальная зона для лечебного хождения пешком. Мы побывали на Кисловодском фарфором заводе, Теркском конном заводе, где наслаждались красотой породистых лошадей, а также в преддверии 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова посетили памятные места: домик Лермонтова, место дуэли, первое захоронение, любимые места поэта.

30 июня. Открытие. В этот день состоялось открытие Двенадцатой межрегиональной экологической экспедиции школьников России «Пятигорье 2013». К нему готовились как организаторы, так и участники экспедиции. Флаги всех регионов развевались на ветру над головами 200 участников, украшая торжественную площадь. Парад делегаций возглавили ребята из Ставропольского края, им же была предоставлена честь поднять флаг экспедиции. Ставрополь встретил экспедицию зажигательными танцами и удивительными песнями. Образовательные и научные цели экспедиции озвучил руководитель экспедиции Головнер Владимир Нодарович. Короткая и яркая церемония открытия завершилась пением гимна экспедиции и запуском воздушных шаров в ясное небо Кавказа.

Вечером все делегации собрались на эстраде для традиционного представления регионов. В этом году оно особенно удалось. Сценические номера были традиционными и новаторскими одновременно, зажигательными и познавательными, смешными и трогательными одновременно. Особенно хочется отметить интерактивность выступления ребят. Ближе к ночи традиционно зазвучал гимн экспедиции, который объединил ребят в один большой круг.

1 июля. Первые мастерские. Утро стало первым в череде учебных дней ребят. 40 учителей привезли в экспедицию свои удивительные мастерские для того, чтобы ребята научились чему-то новому и полезному.

Ура!!! Сегодня начинаются мастерские. И нам повезло. Сегодня мы будем изучать почву под наставничеством Галины Геннадьевны Монаковой, учителя географии из Белгородской области. Сколько тайн таит в себе наша земля? Аккуратно слой за слоем мы создаем почвенный срез, изучаем механические и физические свойства, состав, определяем толщину гумуса. Все проходит в оригинальной занимательной форме.

Настоящим открытием первого дня стал новый преподаватель из Оренбурга. Несмотря на то, что вчера он дебютировал со своей мастерской «литературное краеведение», держался он очень уверенно и сразу сумел заинтересовать экспедиторов. Стоит отметить незаурядные познания в области своего предмета и великолепную память Кирилла Геннадьевича Демушова, хранящую в своих недрах столько замечательных произведений русских классиков. Немало внимания уделяет он и своему здоровью, ведь совершенно не употреблять мясо и алкоголь, достойно выдержки Тибетских монахов. Поговаривают даже о том, что Кирилл Геннадьевич – танцор экстра-класса, но подробнее о нём вы сможете узнать из личного общения, этого человека приятно слушать и стоит лишь позавидовать тем, кому предстоит попасть в его мастерскую. (Миняев Иван, Людинова Калужская обл)

Из восемнадцати мастерских мне довелось побывать пока на трех, одна из которых - «цифровая лаборатория» с Алексеем Васильевичем Овчинниковым. Благодаря этому занятию, я теперь точно знаю, какие условия считаются благоприятными для жизни. Однако, анализируя абиотические факторы среды, мы успели не только получить нужную информацию, но и погулять по лесу, поработать с прибором, попеть и даже поприседать! Кроме того на нашем пути попадались люки с крысами, в которых можно было вполне спрятаться перед предстоящим посвящением. Одним минусом была только налипшая на кроссовки грязь. Общее впечатление о занятии у меня осталось положительное.

А в пресс-центре вовсю кипит работа. Идет верстка первой экспедиционной газеты «ПятКа». С творческой группой активно работают учителя русского языка и литературы из Вологодской области Андрей Геннадьевич Успенский и из Воронежской области Тихонова Наталья Сергеевна, а также учитель информатики из Томкой области Емельянова Елена Юрьевна. Еще одна творческая группа монтирует первые выпуски экспедиционного телевидения. Никоарэ Марина Ивановна, учитель из Вологды и Курдаков Павел Юрьевич из Сатки вовлекли в эту деятельность самых активных экспедиторов.

2 июля. Посвящение. Этот день начался с удивительного приключения, под названием восхождение на Машук. Несмотря на то, что всю ночь шел дождь, мы решились на этот удивительный по красоте маршрут.

Впечатления остались только приятные. Покорив вершину, мы увидели только завесу тумана. Но потом нам открылись замечательные панорамы города Пятигорска. Подъем оказался достаточно сложным и продолжительным. Но мы справились. Назад большая часть возвращалась по канатной дороге. Это так здорово!

Самым сложным оказался уже путь до лагеря. Шли мы долго, некоторые ребята переживали, что нам не достанется обеда. Но нас ждали дежурные из Краснодарского края, и без еды никто не остался. Много было сделано фотографий. Думаю, что этот поход все запомнят. (Постникова Екатерина, р. Адыгея)

После возвращения нам удалось попасть в мастерскую Юлии Игоревны Митьковой, учителя МОУ № 33 г.Смоленска. Вернувшись с поразительного тренинга по преодолению стереотипов, я зашла в пресс-центр и в нерешительности задала вопросы «Что делать?», «Как писать?», «В какой форме?». Разве эти вопросы не стереотипны? Конформизм, условные формы поведения уже настолько въелись в наше сознание, превратившись в безусловные рефлексы, что мы не можем избавиться от них одним лишь желанием. Очень трудно увидеть стандартность наших мыслей, поведения, поэтому мастерская «Ты – исследователь» - блестящая возможность вывернуть наше сознание и найти там безграничность идей, разломать прочные, но изжившие себя штампы и, освободившись от «коллективного мышления»,развить свою индивидуальность, способность выразительнее и осмысленнее смотреть на окружающие нас процессы. Занятие Юлии Игоревны полностью поглощают внимание, интрига до самого конца так и не раскрыта, да и после желание вновь посетить ее мастерскую не оставляет меня. Эмоции переполняют душу, хочется выплеснуть впечатления, но раскрывать карты другим не хочется. Для тех, кому еще предстоит посетить занятие, могу пообещать, что это будет открытие. И привычное течение нашей жизни найдет новое русло. (Винакова Александра, Ейск, Краснодарский край)

Для рационального природопользования необходимо глубокое знание растительного покрова. Тесная взаимосвязь растений с условиями существования позволяет не только по особенностям среды судить о потребностях растений, но и по характеру растительности делать заключение о её свойствах. Использование растительности как индикатора условий среды называют фитоиндикацией. Именно этому мы учились в мастерской Ларисы Викторовны Ким - учителя биологии МОУ СОШ п.Расково Саратовского района Саратовской области

А вечером нас ждало долгожданное и незабываемое зрелище под названием Посвящение в экспедиторы. Впервые в этой церемонии приняли участие учителя, первый раз участвующие в экспедиции.

Если вы заметили тайное общество ветеранов экспедиции, собравшееся в составе 59 человек в пресс-центре, если Сергей Борисович привез в лагерь 30 яиц, фольгу, маркеры и шпроты, если вокруг вас бегают люди со странными надписями на лицах и роют землю на футбольном поле, если вы встречаете все больше злорадных улыбок и ухмылок, значит, близится грандиозный обряд инициации будущих экспедиторов.

У каждого было свое посвящение, для кого-то мокрое, грязное и забавное, а для кого-то – час расплаты и бесконечная беготня с организацией станций и поиском инвентаря для экзекуций. Расскажем же о нем со второй стороны.

Начало апокалипсиса было положено вечером в пресс-центре, когда туда набилось около 60 человек, чтобы разработать план посвящения в экспедиторы. Что только не было предложено в этот вечер для того, чтобы ребята почувствовали вкус РЕАЛЬНОЙ экспедиции. Лучшие варианты конкурсов были обработаны и «отцензурены» экспертным жюри в виде Владимира Нодаровича Головнера, Сергея Борисовича Циклова и Андрея Ивановича Семке. Следующие несколько дней прошли для меня, Васи Морозова (Саров-2) и Ко в объяснении людям принципа работы, приклеивании листочков и панике «О, БОЖЕ, МОЙ, мы же ничего не успеем!», «А если ОТМЕНЯТ из-за погоды?!».

Наступил день Х. Погода шепчет, но это никого не смущает, посвящаться, так по хардкору! Расходимся по станциям. На поле сейчас будет месиво из грязи, рюкзаков и людей, на полянке скоро всех обольют водой, на «Фольге» свежие маркеры с зеленкой в кармане, ложная станция «666» готова всех путать.. На старт.. Внимание.. Марш!

Под зажигательную музычку новички разбегаются по этапам, а к нам с «Бартера» уже бегут мальчики переодетые в девочек и девочки в зубной пасте, рядом на «Пожалей цыплят» цыплят никто не жалеет и яйца бьются вовсю, Рустэм (Адыгея) раздает смайлики и.. начинается дождь. Хотя, кого я обманываю, начинается ЛИВЕНЬ! Это никого не останавливает, все мокрые и довольные несутся к финалу есть шпроты и становиться РЕАЛЬНЫМИ экспедиторами! Грязные, уставшие, но крайне довольные мы занимаем очередь в душ и после веселимся на эстраде. (Волкова Мария, Москва)

3 июля. Представление регионов. Новый день и новые приключения. Долгожданные мастерские.

Шло третье июля. С хмурого неба на лысину падали холодные капли. Под ногами пищал дозиметр, улавливая по радиоактивной частице при каждом звуке, который он издавал.

Щелк-щелк! Из-за крупного корпуса зеркалки появилось знакомое бородатое лицо. Наш наставник радостно поинтересовался, как проходит эксперимент. «Катастрофа, Андрей Иванович, выше нормы!» На это мы получили пояснение: нам просто «повезло» поймать в дозиметр много частиц за одно измерение.

Время занятия подходило к концу, и мы вернулись под приветливую крышу столовой, где до этого восхищенно впитывали двухчасовую лекцию. Но несмотря на то, что отведенные нам на занятие три часа полностью истекли, мы хотели узнавать о радиации еще и еще. Но что же было интересного в обычно скучной и нудной физике? Наверное, преподаватель. Именно Андрей Иванович с его умением рассказать просто и интересно о непонятном и сложном. Группа достраивала свои гистограммы, а в моих мыслях отрывками всплывало сегодняшнее занятие…

Мы погрузились в конец XIX - начало XX вв, побывали в лаборатории Кюри и Беккереля, поняли всю прелесть английского чаепития и открыли для себя роль, которую оно внесло в развитие науки. Мы узнали другую сторону всем известного Макдональда, «отведали» пудинг с электронами, испеченный Джи-Джи Томсоном, проделали огромный путь из Австралии на Английские о-ва вместе с Эрнестом Резерфордом.

После мастерской «Мониторинг радиоактивности» я открыл для себя физику по-новому. Ведь тот энтузиазм, та энергия, с которой Андрей Иванович Семке, учитель физики МОУ СОШ № 11 г.Ейска Краснодарского края, Учитель года 2000, рассказывает о своей стихии, захватывает Вас целиком и полностью. И совсем не важно, на каком уровне Вы знаете предмет, Вы все равно будете чувствовать себя комфортно, все новые сведения Вам четко и ясно разложат по полочкам. (Кузнецов Владислав, Улитин Илья Череповец)

Вторая половина дня: вечернее занятие не предвещало чего-то необычного. Скорчив кислую мину, отправился к своей группе № 9. Топонимика. Искусство определения происхождения объектов оказалось не таким сложным, как я предполагал. Но не будем раскрывать всех секретов этой прекрасной науки, это сделает Семке Галина Васильевна, учитель русского языка МОУ Гимназии № 14 г.Ейска, Учитель года Дона -2004 на своей мастерской. А я хочу рассказать о практической части занятия. Мы отправились в город, чтобы опросить жителей Пятигорска на предмет происхождения названий местных достопримечательностей. Увы, горожане не отличились любовью к истории своей малой родины. Всё, что наша группа смогла выудить из прохожих: «Посмотрите на таблички, там все написано».

Так ничего толком и не узнав, мы решили отправиться с старый заброшенный дом, исполненный в романском стиле. Пугающие и прекрасные одновременно руины притягивают именно своей запущенностью. Мистическую, торжественную атмосферу особняку придает буйная зелень. Именно так предстаёт перед нами дом «Эльза». Здание было построено в 1905 году и представляло собой некогда популярную гостиницу. Название получено в честь молодой Эльзы, владелицы гостиницы. После революции здание было национализировано, а сама хозяйка исчезла при неизвестных обстоятельствах. Ходят слухи, что ее расстреляли, а тело замуровали в стенах подвала. Считается, что в доме до сих пор бродит призрак Эльзы. Еще об этом доме говорят, что если «посетитель обладает каким-либо талантом, то его одаренность переходит в гениальность, но за свой подарок Эльза, по совместительству «добрая фея», делает человека несчастным. Вот уже полувека здание пустует: выбитые окна с решетками, исписанные трагическими стихами и признаниями стены. Мрак и ужас или романтика, манящая таинственность? (Кузнецов Владисла, г.Череповец, Винакова Александра, г.Ейск)

Ежегодное событие – игра «Что? Где? Когда?». Обиженные за фольгу (вопрос о которой они проиграли в Зимней школе) старички возложили огромные надежды на предстоящую игру. Новички, едва придя в норму после посвящения, также не унывали. Прозвучал первый вопрос. Первая и вторая команды сразу вырвались вперед. Игра продолжалась, вопрос за вопросом. В то время как «юные» ветераны и новички прохлаждались, первые две команды уверенно зарабатывали баллы. Обида за фольгу давала о себе знать. Помощницы едва успевали собирать ответы у сильно оживленных команд. Интересные вопросы порождали интересные ответы. Особо запомнились негорящий камень Давид и великий математик Агния Барто. Наконец традиционная интрига: последние четыре вопроса пройдут «вслепую». Надежда на победу не покидает ни одну из команд. Но первые две группы, «одержимые» фольгой, не дают никому шанса! Итог: победа ветеранов, месть свершилась. Стоит отметить, что отличились и новички. Многие из них дали правильные ответы на большую часть вопросов. Было доказано, что экспедиторы в отличной физической и умственной форме! (Куликова Елена, Клементьева Татьяна Саров)

4 июля. Обменные программы. Сегодня мы побывали на очень интересной мастерской под названием «Увлекательная бионика», в ходе которой нам была представлена возможность самим сделать научное изобретение. Конечно, эта мастерская вызвала огромный интерес у фантазеров. Действительно, когда же еще может представиться возможность повлиять на технологическое развитие мира? Во время мастерской, благодаря нашему воображению и фантазии, мы смогли изобразить на бумаге свои идеи и почувствовали себя настоящими изобретателями. Учениками было представлено большое количество оригинальных, а главное, очень важных для человечества идей. Вот несколько из них… «Одежда – хамелеон», работающая на принципе изменения цвета одежды по настроению того человека, который ее носит, «нано-роботы», которые вживляются в организм человека, помогая ему дышать под водой и бегать с огромной скоростью. «Танк-бункер», который при появлении опасности зарывается глубоко в землю, спасая свой экипаж от гибели. Геннадий Савватьевич Петров, учитель экологии из Малопургинской СОШ, республики Удмуртия, помогал ребятам оформить их разрозненные мысли в четкие идеи. Обсуждение изобретений вызвало множество споров и разногласий, но как мы все знаем, именно в спорах рождается истина. По окончанию мастерской Геннадий Савватьевич предложил нам придумать стихотворную загадку по теме мастерской. (Малышев И., Морозов В., г. Саров)

Урок болгарского языка. Лично мне абсолютно все мастерские нашей экспедиции очень нравятся, и с каждым днем становится все интереснее. Очень запомнилась мне мастерская Елизабеты Бойдевой, преподавателя из Болгарии. Она научила нас некоторым основным фразам и словам болгарского языка, например, таким как: «Как се казваш? Къде живеш? От кой град си? В кой класс си?» и другим. На занятии мы составили диалоги, позадавали друг другу вопросы, спели несколько раз песню. А затем нам была рассказана легенда, и мы начали плести на память мартеницы. Эта мастерская оказалась очень интересной и познавательной. Думаю, это занятие запомнится всем ребятам экспедиции и они, как и я, захотят узнать о Болгарии побольше! ( Постникова Екатерина, Республика Адыгея)

А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году в экспедиции мы второй год проводим обмен опытом «День креатива». Каждый участник в течение определенного времени смог показать и научить тому, что он умеет сам. В результате мы научились вязать фенички, плести веники, танцевать зажигательные латинские танцы, играть на гитаре, играть в популярную сегодня настольную игру «Dixit», изготавливать свистульки и проводить точечный массаж головы. Вечер удался, и мы долго делились новыми полученными в течение вечера знаниями.

5 июля. Спортивный праздник. На занятии учителя географии из Сарова Жигановой Светланы Алексеевны мы изучали морфологические и химические свойства почвы, выявляли зависимость свойств почв от почвообразующих факторов, а главным нашим инструментом была, конечно же, лопата. Мы копали, искали почвенные горизонты и опять копали. Чумазые, но полностью выполнившие поставленные перед нами задачи мы покидали берег пруда.

А на занятии Анжелы Григорьевны Пинюковой, учителя химии из Калужской области, мы занимались проблемами энергосбережения. Мы провели полный анализ того пространства, в котором обитаем и нашли проблемы в области энергосбережения и экономии энергоресурсов. Играя в ассоциации, дискуссируя и проектируя, мы смогли выработать не только рекомендации по данному вопросу, но и подготовили ряд требований к человечеству, без которых дальнейшая наша жизнь просто невозможна.

Переправа часто является наиболее сложным и опасным элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Этим техническим навыкам нас прекрасно обучил Попов Арсений Анатольевич, учитель ОБЖ МБОУ «Лицей № 21» г. Тамбова, победитель конкурса «Учитель года Тамбовской области 2012»

А вечером спортивный праздник. Команда педагогов будет сражаться с нашими мальчишками и девчонками в футбол и волейбол. На поле царит обстановка, как на матче всех звезд. Сборная России учеников против сборной России «Учителей года», такой афише позавидует любой центральный стадион. Болельщики с речевками, есть свои кумиры. В первом матче по волейболу молодость не оставила шанс учителям-мужчинам и разгромила. А вот женщины учителя собрались и практически без шансов выиграли у школьниц. Наступила развязка спортивного вечера. Матч по футболу. В середине игры болельщики поддерживают обе команды. Опыт победил у молодости. Победный мяч забил Циков Сергей Борисович, учитель биологии из Кольчугина Владимирской области.

6 июля. Игры народов экспедиции. Сегодня мы идем оценивать минеральные ресурсы с Владимиром Нодаровичем Головнером, учителем химии из г.Москвы. С собой мы несем на занятие переносную химическую лабораторию, в ней все: и нужные реактивы и пробирки. Изучаем минералы, привезенные из других экспедиций: магнезит, калийную соль. Удивительной находкой стали камни привезенные с потухшего вулкана Эльбрус. Сравниваем. Как все просто и понятно. Растираем в ступке, анализируем на катионы и анионы. А на очереди минеральная вода. Кавказские воды славятся на мир. На мастерской мы разгадываем тайны этого природного творения. Все просто. Это необычный химический состав!

А после обеденного отдыха попадаем в мастерскую Говоровой Марины Владимировны, учителя обществознания ГОУ СОШ № 1259 г. Москвы, лауреат конкурса «Учитель года» ЮВАО г. Москвы, где в игровой обстановке изучаем семейное право. Просто и доступно мы познаем тайны общежития, общения и коммуникации.

Сбор насекомых просто руками никогда не даст разнообразного материала. Такой прием сбора позволит обнаружить и поймать только ничтожную часть видов, свойственных любой данной местности. Приборов для ловли насекомых требуется очень немного, причем большинство их универсально, т. е. пригодно для добывания насекомых, принадлежащих к различным группам (как систематическим, так и экологическим группировкам). Поиском, ловлей и изучением различных видов насекомых: бабочек, жуков, пауков мы обучались в мастерской Филатова Дмитрия Михайловича, учителя географии, ОБЖ, физкультуры Талаканской СОШ № 6 г. Талакан Амурской области, победитель конкурса «Учитель года Амурской области 2012».

А вечером нас ожидали удивительные и неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские и казачьи, якутские и адыгейские, владимирские и тамбовские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными и такими разными названиями. Все участники экспедиции смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего. А завершилось состязание, традиционной игрой в комибол, придуманной во второй экспедиции в республике Коми.

7 июля. Экскурсия в Кисловодск. В крае минеральных вод удивительно было бы не обратить внимание на воду. В мастерской Оксаны Николаевны Вережниковой, учителя химии из Новгородской области, и Терещенко Людмилы Николаевны, учителя химии из Свердловской области, мы изучили физические и химические свойства этой удивительной жидкости. Мы изучали прозрачность, кислотность, определяли химический состав минеральной воды.

Теперь мы. Спортивная эстафета - это прекрасно, а спортивно-интеллектуальная – вдвойне! И вечером наши экспедиторы в этом убедились. 15 станций прошли ребята, и каждая была по-своему интересна и оригинальна. А победители получили супер кубок и осетинские пироги.

Сегодня, седьмого июля, Экспедиция полным (ну или почти полным) составом выбралась в город Кисловодск. Поездка была равно увлекательной и тяжелой. Но давайте вспомним все по порядку.

День начался с раннего подъема. Конечно, «ранний подъем» - понятие личное, но летом вставать в семь утра тяжело и любителям ночных бесед, и лицам, полностью соблюдающим режим. После легкого завтрака экспедиторы двинулись к ближайшей станции.

Ожидать электрички почти что не пришлось, и отряд занял свои места. Горе тем, кто решил скоротать время, заснув по пути. Впоследствии страдальцы целый день издавали вздохи и стоны, причиной которых были болящая голова, ноющая шея, затекшая спина. Однако спустя час дороги мы добрались до заветного города и, охая, выбрались из вагонов.

По высадке нам сразу бросилась в глаза несвойственная российским городам опрятность. Необыкновенные виды архитектуры курортного города не были омрачены ни единой соринкой. Бросалось в глаза обилие общественных бань и ванн, но это вполне объясняется расположением города. Ведь каждый знает, что Кисловодск расположен в зоне высокой концентрации источников целебной воды.

Руководитель группы позволил нам разбиться на группы и погулять по городу. Позволением мы воспользовались и отправились исследовать местность. Стоит отметить, что крыши двухэтажных домиков на главном Кисловодском бульваре оказались вполне досягаемы со склона, возле которого стояли эти самые дома. С крыш открывался чудесный вид на гудящий человеческий улей: сотни людей гуляют, разговаривают, заходят в магазины. Зрелище завораживающее и определенно стоящее внимания.

Нельзя также не упомянуть о большом количестве памятников. Особенного внимания заслуживает монумент, поставленный в честь медиков Великой Отечественной войны: женщина в платке скорбным взглядом смотрит перед собой.

Но не только архитектурой богат Кисловодск. Здесь также проживают замечательные люди. Один из них, Александр (фамилию мы из вежливости спрашивать не стали), изрядно напившись «минеральных вод», решил купить у товарища автора аскорбиновую кислоту. Забавным было ещё и то, что акт купли-продажи произошел на пороге аптеки. Александр предложил нам продолжить дело, постепенно подминая под себя весь Кисловодский аскорбиновый рынок. Идею мы отклонили (спекуляция в России запрещена законом) и вежливо попрощались.

После грустного расставания с аборигеном мы в установленное время пришли к пункту сбора. Купив билеты за четыре минуты до отправки электрички, мы благополучно добрались до Экспедиционной базы. Приезд получился своего рода переходом с корабля на бал, благо нас ждали открытые двери мастерских, и хождение (по мукам) по городу сменилось хождением по лесу.(Улитин Илья, Череповец)

8 июля. День Ставропольского края. В нашем мире есть разные удивительные вещи, которые просто так глазами не увидишь. Но вот если этот глаз "вооружить"... То выясняется, что у мухи есть маленький хобот! Что белый цвет - совсем не белый! Что в капле воды прячется целая жизнь! Дети поймают инфузорию-туфельку и узнают, как устроена живая клетка. При помощи самодельного микроскопа определят качество воды из разных источников. Во время занятий мы увидели в совершенно новом свете разные, казалось бы, знакомые предметы. Например, кусочек ткани, отпечаток пальца или волос. Мобильный телефон, купюра, страница журнала – все это предстает в совершенно другом свете при увеличении! В мастерской Телегиной Натальи Владимировны, учителя биологии и химии МКОУ СОШ № 14 с. Новопаньшино Горноуральского городского округа Свердловской области, победитель конкурса «Учитель года Свердловской области 2007» мы открыли для себя интересный микромир.

С уверенностью можем отличить настоящую минеральную воду от водопроводной.

После обеда мы попали на занятие «Осторожно, короеды!» Циклова Сергея Борисовича, учителя биологии из Владимирской области. В теории все оказалось просто. Короедами часто ошибочно называют личинок жуков-усачей и других стволовых вредителей. На самом деле короеды – отдельное семейство жуков, отличающихся мелкими (или очень мелкими) размерами, формой тела и характерными ходами, оставляемыми взрослыми особями и личинками на внутренней стороне коры и наружной поверхности древесины. На практике мы обнаружили совсем немного короедов в национальном парке. Лесники очень хорошо ухаживают за лесом, практически не оставляя вредителям среды обитания.

А вечером для нас открылся удивительный и прекрасный Ставропольский край. Каждая группа готовила презентацию на конкретную тему: «Люди», «Архитектура», «Минеральная вода», «Природа», «Песни и танцы», «Кухня». Перед нами в течение вечера открылся многогранный, многонациональный, поликультурный, красивый край. Все презентации мы готовили вместе с кураторами, учителями, ведущими краеведение в школах Ставропольского края. Каждая группа нашла изюминки и преподнесла их так, что дух захватывало.

9 июля. Концерт межрегиональных делегаций. Сегодня на мастерской Растрепиной Надежды Михайловны, учителя математики из Ростовской области мы занимались лесной таксацией. Мы проводили качественную и количественную оценку леса в статике и динамике. Оказывается, без математики в лесу трудно обойтись. Мы определяли высоту деревьев, рассчитывали объем леса, определяли массу древесины. На этой мастерской мы получили навыки практического применения математики.

С давних времен люди пользовались приметами, которые помогали определять стороны света без использования компаса. После долгих наблюдений люди заметили некоторые особенности в окружающей природе, помогающие ориентироваться на местности. А как ориентироваться на местности без приборов и с приборами нас обучала Хуснутдинова Лариса Борисовна, учитель биологии МКОУ «СОШ № 4» г. Сатка, Челябинская область.

При проведении большинства комплексных исследований часто встает задача рекогносцировочного (предварительного, поверхностного) обследования тех или иных природных объектов. Рекогносцировка - это предварительное обследование, основанное только на визуальном наблюдении и не требующее для своего проведения никакого специального оборудования, сложных орудий, инструментов или приборов. Именно этим навыкам мы учились на мастерской Неволиной Юлии Максумовны, учителя географии МБОУ СОШ № 10 (НОЦ) г. Чайковский Пермского края, победителя конкурса «Учитель года Пермского края 2010»

В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели, играли на гитаре, танцевали зажигательные танцы, исполняли песни на различных языках. Но больше всего нам понравился танец, который подготовили для нас учителя. Зажигательный, веселый и добрый не оставил никого равнодушным. По залу только и раздавалось «А-плодисме-нты». А закончился концерт пением под гитару уже полюбившейся песни «Расстояние», которая объединила учеников и учителей в огромный поющий круг.

10 июля. Подготовка к конференции. В завершение экспедиции мы проводим научно-практическую конференцию, на которой вам будет предложено рассказать о том, чему вы научились за время экспедиции и об особенностях того региона, где мы с вами будем работать.

В ходе работы экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климотологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом в районах национального парка Шаркан. В течение двух недель мы обучались проведению естественнонаучного мониторинга в 28 мастерских. Целый день мы обрабатывали результаты и вместе с нашими руководителями готовили выступления так, чтоб они запомнились и вызвали интерес у ребят. А вечером каждый из нас вышел на сцену и показал все то, чему научился в экспедиции. Получилось здорово, интересно, разнообразно и увлекательно!!! Все мастерские за два часа пролетели перед глазами, и захотелось снова окунуться в этот увлекательный мир природы вместе с нашими наставниками учителями.

11 июля. Закрытие.Закрытие экспедиции проходило на танцевальной площадке, на небе смеялось солнышко. Перед нами выступили с пламенной речью заместитель министра образования и науки Ставропольского края Рудьева Диана Магомедовна. Аплодисментами мы встретили одного из организаторов экспедиции директора республиканского эколого-биологического центра Пузырёву Надежду Алексеевну. Бурными овациями ребята приветствовали большого друга и участника экспедиции, учителя химии из Ставропольского края Фоменко Ирину Анатольевну. Официальные речи сменились награждением дипломами и благодарностями отличившимся. В традиционном рейтинге «Золотая ручка» в этом году в пятерку лучших вошли Овчинников Павел (Липецкая область), Зелинская Александра (г. Череповец), Волкова Мария (г. Москва), Калантарян Кристина (Владимирская обл.). Победителем стал Бессонов Григорий (г. Ейск, Краснодарский край). Победители получили «золотые» ручки и подарки.

В конкурсе экспедиционных фотографий «Экспедиция через объектив» победили Бессонов Григорий (г. Ейск, Краснодарский край), Малышев Илья (г. Саров).

По традиции учителя, участвующие в экспедиции, представляют свой опыт педагогам Ставропольского края. В этом году это событие проходило в МОУ СОШ № 29 г. Пятигорска. На удивление в середине лета в этом учебном заведении собралось много учителей, в аудиториях, где проходили мастер классы, был аншлаг. Много было вопросов, делились находками и методиками, не осталось без внимания и простое человеческое общение.

Пришло время расставаться. На глазах слезы, под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую популярной песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»: «Нас разделяют расстоянья и мосты, Звезды на небе и мечты, А так хотелось быть рядом, Рядом с тобой…». Невольно образовался круг единения, который медленно раскачивался в такт музыке. Слезы падали на землю. Объятия. И снова слезы…

Наш лагерь находился на окраине города Пятигорска, прямо на склоне знаменитой горы Машук, в непосредственной близости от места дуэли Лермонтова. Здесь располагается детский оздоровительно-образовательный центр «Солнечный», на базе которого в этом году и проводится экспедиция, которая стала возможной благодаря директору центра экологии, краеведения и туризма Дьяковой Елене Юрьевне, при содействии Министерства образования Ставропольского края, Солониной Валентине Петровне.

Мы благодарны Фоменко Ирине Анатольевне, директору МБОУ СОШ № 12, г. Новоалександровск Ставропольского края, лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года 2009» и Головнер Владимиру Нодаровичу, учитель химии ГОУ СОШ № 1259 г. Москвы, лауреату Московского конкурса «Учитель года 1997» за прекрасно организованную экспедицию.

Семке Андрей Иванович, учитель физики МОУ СОШ № 11 г. Ейска Краснодарского края, Учитель года 2000 и ученики МОУ СОШ № 11 г. Ейска, МОУ Гимназии № 14 г. Ейска с использованием материалов В.Н. Головнера и экспедиционной газеты «ПятКа»