Из школьного двора – в парк!

www.tema-ddm.ru, Александр Межников , 19.10.2009
330a220.jpg

В пятницу, 16 октября, в Доме детских общественных организаций прошло собрание представителей детского экологического движения Москвы с сотрудниками столичных ООПТ – особо охраняемых природных территорий. Главной темой обсуждения стал вопрос создания единой информационной и организационной площадки, в рамках которой могли бы взаимодействовать детское движение Москвы и ее природные комплексы. Что это означает? Больше выездов на природу, специальных семинаров и экологических праздников.

В начале заседания куратор экологического направления детского движения Москвы Валентин Батиевский коротко рассказал о сегодняшней ситуации с детскими экологическими организациями. По его собственному признанию, детское экологическое движение в Москве только зарождается. Из более 650 детских общественных организаций города всего лишь 4% занимается чисто экологической деятельностью. Однако экологическое направление – одно из старейших у скаутов, пионеров и миротворцев.

«Думаю, убеждать, что экологическое направление в Доме детских общественных организаций одно из самых важных – никого не надо, – заявил Валентин Валентинович. – Сегодня состояние экологии в городе это вопрос уже не порядочности, а человеческого выживания. Я каждый раз объясняю детям, что в экологическом плане Москва находится, что называется, на грани. Специально для сравнения экологической обстановки мы вывозим детей на базу в Смоленск, скоро планируем выезд на базу МЧС «Спасатель», а в дальнейшей перспективе – организация собственной базы на Кавказе. Разницу дети видят колоссальную, ни один ребенок не остается равнодушным».

Сегодня из уст, незнакомых с детским экологическим движением, еще можно услышать вопрос: «А как расшифровывается юнэк?». Юнэк – юный эколог, который, в пример своему старшему брату юннату не просто любит природу, но и досконально изучает ее, думает о ее будущем и помогает ей в настоящем. Именно так, «ЮНЭК», называется детское объединение Москвы в состав которого входит уже 15 школ.

Дети, пожалуй, единственные, кто воспринимает вопросы экологии наиболее серьезно и близко к сердцу. Их интерес к природе – естественный, в отличие от большинства взрослых, пропагандирующих потребительское отношение к богатствам Земли. Поэтому главная цель всего детского экологического движения – привить ребенку экологическое сознание, уважение к природе, научить не загрязнять окружающую среду.

Летом этого года на базе «ЮНЭКа» в Смоленске дети уже имели возможность познакомиться с особо охраняемыми природными территориями. Тогда некоторые ООПТ подготовили собственные презентации, а дети впервые узнали, что в их родном городе есть уникальные островки жизни. Кроме того детям читали спецкурсы по разнообразию фауны и флоры, проводили полевую практику. Прошел своеобразный фестиваль особо охраняемых природных зон.

Повестка дня стала важным пунктом для понимания того, как, собственно, лучше всего взаимодействовать взрослым экологам и привлекать детей к экологическим вопросам. Представители ООПТ предложили включить собственные мероприятия в общую программу детского экологического движения, чтобы дети могли своевременно и с комфортом посещать столичные парки. К тому же это поможет перевести мероприятия из разряда локальных событий в ранг городских. Присутствовавшие отметили важность кооперирования всех административных округ Москвы по экологическим вопросам.

Другое предложение – организация образовательных курсов для вожатых-экологов на базе самих ООПТ. Современную картину города или области может обрисовать ребенку только подготовленный специалист. Вожатому, в силу сложности экологической ситуации, простых знаний уже не достаточно. Вообще, вопрос подготовки кадров – важнейший. По словам ведущего научного сотрудника «Серебряного бора», Федора Дякуна, за последние 20 лет страна потеряла большинство научно-исследовательских, учебных и производственных кадров в области природоведения. Поэтому очень важно, чтобы именно сейчас налаживалась подготовка подрастающих специалистов, обладающих экологическим сознанием. Федор Алексеевич даже предложил наладить прямое взаимодействие с агрономическими факультетами и факультетами ландшафтного дизайна ведущих вузов столицы. Детские общественные организации предложили со своей стороны волонтерскую помощь, светлые идеи и ответственное отношение к окружающей среде.

Итоговое решение было единодушным. Окружающая природная обстановка ребенка не должна ограничиваться школьным двором. После школы ребенок должен идти в парк, присматриваться и прислушиваться к природе, изучать ее, и тогда в нем затеплится приятное и всеохватывающее чувство – чувство любви к родной природе. И Дом детских общественных организаций готов помочь в этом нашим детям.