Как стать экологом?

Как стать экологом?, 14.10.2009

Со словом «экология» мы встречаемся буквально ежедневно по несколько раз в день. Что же означает данный термин и кто такие экологи?

Впервые термин «экология» (от греч. oicos — дом и logos — наука) предложил немецкий биолог Геккель в 1866 г., объяснив его как сумму знаний, принадлежащих экономике природы. «Одним словом, экология — наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование». Таким образом, это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Только в начале XX в. экология стала общепризнанной и самостоятельной отраслью знаний. Условно ее делят на естественную экологию и экологию человека, или социальную. В настоящее время наука переживает период бурного развития, шаг за шагом завоевывая свое законное место как в исследовательских лабораториях, так и в системе среднего и высшего образования.

Профессия «эколог» появилась не так давно и в связи с ухудшением экологической ситуации сразу стала престижной и востребованной. Проблема взаимодействия человеческого общества с природой и влияние нашей деятельности на окружающую среду вызывает все больший интерес. В 2000 г. специальность «Эколог» (013100) была утверждена приказом Министерства образования РФ.

Профессия включает в себя множество самых разнообразных специализаций. Огромное количество как государственных, так и коммерческих вузов ведут образовательную деятельность в этом направлении.

Так, одним из первых негосударственных аккредитованных вузов России, готовящих этих специалистов, является Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ). Согласно рейтингу Министерства образования и науки РФ МНЭПУ занимает восьмое место среди негосударственных высших учебных заведений. На экологическом факультете МНЭПУ готовят специалистов по следующим направлениям: экология, природопользование, геоэкология (последняя имеет специализацию «ландшафтный дизайн»). Кроме того, на факультете действуют кафедра экологической физики и учебно-методический центр биологии и биоэкологии, преподаватели которых ведут предметы и практики у всех студентов‑экологов.

--------------------------------------------------------------------------------

А в 2005 г. на факультете почвоведения МГУ началось обучение по специальности «эколог». Абитуриентам было необходимо выдержать экзамены по химии и математике и написать сочинение. Конкурс составил более трех человек на место, а набор — всего 30 человек. Стоимость договорного обучения — 3900 у. е. Чтобы узнать подробности, корреспондент «О&К» побеседовала с деканом факультета почвоведения МГУ, заведующим кафедрой географии почв, президентом Докучаевского общества почвоведов, профессором, доктором биологических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук Сергеем Алексеевичем Шобой.

— Почему вы решили начать обучение по новой специальности?

— Все дело в том, что до настоящего времени в МГУ профессии эколога не учили. Данное направление существует на других факультетах: географическом, биологическом, отчасти геологическом. Там подготовку осуществляют по специальности «геоэкология», а экологии, как она обозначена в государственном стандарте, в нашем университете не было. В связи с тем что учебный план по почвоведению в большой степени совпадает со стандартным планом по экологии, мы и решили открыть обучение по этой специальности у нас на факультете.

— В чем отличие новой специальности от специальности «почвовед-агрохимик»?

— Почвоведение наряду с геологией, географией и биологией принадлежит к разряду инвайронментальных отраслей. Специалисты занимаются почвенным покровом. Соответственно, экология — более широкое понятие, она охватывает взаимоотношения не только живых организмов, но и человека с окружающей средой. Естественно, программы будут различаться, так как любая специальность на сегодняшний день имеет свой стандарт, свой учебный план. Почвоведы изучают большой массив фундаментальных дисциплин: физику, химию, математику, биологию, геологию и другие. Для экологов необходимы предметы по окружающей среде, общая экология, специализированная экология. Такой набор дисциплин отсутствует у почвоведов. Что касается профессорско-преподавательского состава, то дополнительно привлекаем новых преподавателей как с нашего, так и с других факультетов.

— Какие специализации будут у экологов с вашего факультета?

— Приоритетными для нас являются экологическая экспертиза и экологический менеджмент. Опыт распределения показывает, что именно в эти отрасли идут наши выпускники-почвоведы. Нас также интересуют вопросы экологического права — тоже планируем специализацию. Это продиктовано определенным накопленным опытом. Сотрудники факультета работают с экологическими службами и организациями. Одна треть почвоведов трудоустраивается именно по данному направлению.

— Проходят ли студенты практику?

— Факультет принадлежит к разряду полевых. А полевые учебные практики являются важным компонентом учебного процесса. После первого и второго курсов студенты проходят полевую практику на наших базах. После третьего и четвертого — производственную практику в соответствии с выбранной специализацией.

--------------------------------------------------------------------------------

Экологов также готовят в Московском областном педагогическом университете (МоПУ) на естественно-экологическом факультете. Вот что рассказал корреспонденту «О&К» преподаватель МоПУ, доцент кафедры геологии и геоэкологии Валентин Иванович Косоножкин.

— Какие дисциплины изучают на вашем факультете?

— У нас географическое отделение, поэтому учащихся традиционно обучают тем же предметам, что и на географическом факультете любого вуза: начиная с геологии, географии материков и океанов, экономических разделов географии… Параллельно студенты углубленно изучают экологию.

— Считается, что образование эколога может быть самым разным: и юридическим, и экономическим. Так ли это?

— Отчасти, вероятно, так. Я думаю, что человек, который называет себя экологом, должен иметь базовое естественно-научное образование, а второе образование может быть и юридическим, и экономическим. Практика показывает, что очень эффективно сочетание естественно-научного и юридического образования.

Наш университет возник на базе педагогического института, поэтому мы готовим преподавателей географии и экологии. Вуз имеет две лицензии: на подготовку учителей и специалистов в области туризма и краеведения. А со следующего года мы планируем получить лицензию на подготовку геоэкологов.

— Что же такое геоэкология?

— Вопросами взаимодействия живого и неживого занимались две науки: география и биология. Считается, что экология отделилась от биологии. Также проблемы функционирования экосистем изучала география. Ландшафты и географическую оболочку понимали как экологические системы определенного уровня. То есть темами, которые сейчас находятся в ведении экологии, раньше занимались две школы — биологическая и географическая. Термин «экология» и все, что к ней относится, долгое время принадлежали только биологам. Географы их не использовали. Существование двух школ породило два термина — биоэкология и геоэкология. Биоэкологи изучают предмет с позиций живых организмов, организации так называемых биотических сообществ, или биоценозов. А географы те же самые вопросы рассматривают с точки зрения наук о земле: геологии, географии, общего землеведения.

— Востребованы ли студенты факультета? Перспективна ли данная профессия?

— Студенты знакомятся с профессией уже во время «ближней» практики после окончания третьего курса. Они изучают продуктивность экологических систем, методики описания. Параллельно проходят ландшафтно-геофизическую практику, поскольку базовым у нас является географическое образование. Что касается «дальней» практики, то она во многом зависит от инициативы преподавателя и студентов. Университет старается помогать и оплачивает такие поездки.

Учителя географии и экологии чрезвычайно востребованы. Другое дело, что уровень зарплаты молодых специалистов очень низкий. Что касается других возможностей, то наши выпускники благодаря экологической составляющей в географическом образовании и неплохой естественно-научной подготовке устраиваются работать по специализации в сфере экологической экспертизы. Здесь‑то и необходимо юридическое образование. Сейчас в Москве и Московской области развернуто широкое строительство. Экологическая экспертиза необходима всем возводимым объектам. Соответственно, и потребность в экологических экспертах очень высокая. Средняя заработная плата молодых специалистов в государственных структурах низкая, зато они защищены и имеют хорошие перспективы. Экологи в коммерческих организациях получают в несколько раз больше.

19.09.2005

© ИД "Деловой мир" 2009 г. Перепечатка материалов и использование их на других сайтах без письменного разрешения редакции запрещается.