Елена Павленко: «Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Рarere.ru, г. Воронеж, 13.08.2009
pavlenko02.jpg

Сегодня вопросы экологии и «зелёного» мировоззрения становятся одними из самых острых вопросов в мире. Озоновые дыры, парниковый эффект – эти и многие другие явления планетарного масштаба заставили руководителей всех стран серьезно задуматься о том, как воспитать в людях заботливое отношение к Природе. Именно такую задачу в России ставит перед собой Детское экологическое движение «Зелёная планета», Воронежское региональное отделение которого возглавляет Елена Васильевна Павленко.

- Елена Васильевна, что же такое – экологическое движение «Зелёная планета»?

- Полное название нашего движения – Общероссийское детское экологическое движение «Зелёная планета» (руководитель Медведева М.В. – к.пед.н., академик МАН). И смысл движения, на мой взгляд, хорошо раскрыт в его девизе – «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине можно только в маленьком возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому наши мероприятия направлены на развитие экологического сознания маленькой личности.

- Как давно существует Ваше движение?

- Общероссийское детское экологическое движение «Зелёная планета» существует более 10 лет. Его региональные отделения представлены практически по всей России, а именно в 74 субъектах Российской Федерации. А в Воронежской области отделение «Зелёной планеты» работает уже 7 лет.

- В интервью нашему журналу профессор Ирина Косинова, заведующая кафедрой экологической геологии ВГУ отметила, что многие люди сегодня живут по-старому – не думая о том, как они влияют на природу. На Ваш взгляд, чего не хватает сегодня для успеха в экологическом образовании?

- Экологическое образование в нашей стране не совсем соответствует стандартам других стран. Экология должна входить сегодня в каждую науку. Кому-то это покажется грубым сравнением, но если мы не можем прожить без математики, то уж без чистого воздуха и чистой воды мы тем более не проживем. И важно, чтобы это осознавали и взрослые, и дети.

Эффективность нашего образования легко проверить на бытовом уровне. Здесь, увы, приходится констатировать, что нам еще многому нужно учиться. Ведь даже когда наши люди выезжают на природу - в лес или к водоему, - они спокойно оставляют за собой весь мусор, совершенно не думая ни о диоксинах, ни о том, во что буквально выльется такое бездумное отношение к природе.

Поэтому говоря о том, чего не хватает экологическому образованию, я отмечу два главных аспекта. Мне кажется, что, во-первых, экологическому образованию не хватает пропаганды. Ведь если о проблемах экологии говорят только специалисты, трудно ожидать от всех граждан внимательного отношения к поднимаемым вопросам. Во-вторых, Ирина Ивановна говорит о взрослых людях, у которых так или иначе сложилось собственное представление о том, как нужно и можно жить. Изменить что-то в сложившемся мировоззрении, как я уже сказала, очень и очень трудно. Поэтому экологическое образование необходимо начинать не в старших классах школы, а уже в детских садах.

Именно с этих позиций действует наше движение. Мы несем экологические знания детям маленького возраста – детских садов и младших классов школы. И здесь шансы того, что наши слова попадут на добрую почву, гораздо выше. Общаясь с детьми, сотрудники нашего движения показывают учащимся, что на важные вопросы существует порой несколько ответов. Мы не навязываем собственные представления, но аргументировано обсуждаем с детьми преимущества того или иного подхода. Мы, конечно, не строим иллюзий. Но если после занятий с двадцатью учащимися один-два станет последователем нашего движения, то есть начнут задумываться о своих действиях и об результатах этих действий, это уже будет победой!

- Общение со взрослыми и детьми – совершенно разные вещи, не так ли? Вам наверняка приходится создавать собственные методики работы с детьми. Как Вы прививаете детям экологическое сознание?

- Да, вы правы – общение с детьми требует особого подхода. Но главной в нем особенностью – и главной трудностью – является тот факт, что создать какие-то стандартные методики практически невозможно. Ведь дети все разные. И каждый год жизни ребенка уникален.

Впрочем, есть, конечно, у нас и собственные наработки, которые учитывают особенности детского мировосприятия: маленькие дети воспринимают мир через ощущения. Более старшие уже пытаются осмыслить поставленную проблему. Поэтому с маленькими детьми мы проводим конкурсы рисунков на темы природы, а со старшими – конкурсы сочинений и исследовательских работ на темы, связанные с экологическими проблемами Воронежа и Воронежской области. Таким образом, мы пытаемся хоть как-то повлиять на систему ценностей детей и подростков.

- Чем сегодня региональное отделение «Зеленой планеты» занимается в Воронеже?

- Мы реализуем различные проекты, связанные с экологическим образованием в детских садах, школах, в ВУЗах. Например, в детских садах мы часто проводим конкурсы рисунков на тему бережного отношения к природе. В школах мы проводим конкурсы сочинений и фотоконкурсы на экологическую тематику. Причем, темой для таких конкурсов может быть любой объект экосистемы – лес, речка, море. В своих творческих работах (сочинениях) ребята пишут о том, как они воспринимают природу, какой она им предстает. Ведь лес и речку каждый из нас воспринимает по-своему. И сочинение – это еще одна возможность задуматься о природе и ее красоте. Кроме того, наше движение проводит конкурсы исследовательских и проектных работ, в которых ребята пытаются собственными силами разобраться в вопросах загрязнения окружающей среды, в проблемах питьевой воды и т.п. Другим социальным проектом ВРО ДЭД «Зеленая планета» является организация социального партнерства коммерческих организаций и учащихся образовательных учреждений.

Все мероприятия Воронежское региональное отделение проводит с целью объединения юных граждан Воронежской области, которые принимают активное участие в решение экологических проблем и природоохранной деятельности. Так, например, несколько лет назад участники детского экологического движения собрали информацию о несанкционированном складировании бытовых отходов в некоторых районах города. Данная информация была переда в Управление по охране окружающей среды г. Воронежа. В настоящий момент подведены итоги летних мероприятий, в т.ч. конкурса «Зелёная планета. Лето - 2009», который проводился в оздоровительном лагере «Алмаз». Подробности летних мероприятий можно найти и на этом сайте.

И, конечно, мы проводим региональный этап Всероссийского форума «Зелёная планета». В ходе проведения регионального квалифицированное жюри отбирает и направляет лучшие работы в Москву на Всероссийский форум «Зелёная планета».

- И каковы успехи воронежцев?

- Знаете, нам есть чем похвалиться. Работы воронежских школьников стали лауреатами не только Всероссийского, но и Международного форума «Зелёная планета». Некоторые работы юных воронежцев и их руководителей напечатанные в книгах и журналах находят отклик у читателей. В качестве примера – опыт дошкольного экологического образования Воронежской школы-интерната №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опубликованный в печатных работах ДЭД «Зелёная планета» - стал не только интересен, но и востребованным в других регионах России.

Общероссийское детское экологическое движение «Зелёная планета» проводит большую издательскую работу. Среди прочего была издана экологическая азбука, в которой рассказывается о конкретных явлениях природы. Так вот, все иллюстрации в этой азбуке – это рисунки, которые присылают дети со всех регионов России, в том числе и из Воронежа.

Но главный успех наших детей – это их обновленное отношение ко всему, что раньше они принимали за должное. У многих из них появляется собственное мнение относительно экологии. Дети начинают аргументировано обсуждать вопросы охраны окружающей среды. И это прекрасно. Ведь общественные организации для того и существуют – чтобы формировать ответственное гражданское общество. И мы рады тому, что наши дети начинают смотреть на проблемы экологии по-новому, а некоторые из них выбирают эколого-биологический профиль обучения в ВУЗах (Жданова Светлана, Косых Ирина, Иванова Людмила, Брюханов Юрий и др.).

- Наверняка власти города и области заинтересованы в успешной работе Вашего движения?

- Да, вы правы. И Управление по экологии и природопользованию Воронежской области, и Управление по охране окружающей среды городского округа г.Воронежа, и некоторые коммерческие и муниципальные предприятия города (ООО «Экологические проекты ЦЧР», ОАО «Воронежвторма», МУП «Водоканал Воронежа» и др.) поддерживают нас на протяжении всех семи лет нашей деятельности в Воронеже. Всякий раз, когда мы обращались за поддержкой, нам ее оказывали.

Так, например, в этом году нам было очень приятно, что руководитель Управления по экологии и природопользованию Воронежской области, Надежда Викторовна Стороженко, подготовила грамоты и подарки к Всемирному дню защиты окружающей среды для тех учащихся, которые активно участвовали в мероприятиях, проводимых Воронежским региональным отделением детского экологического движения «Зеленая планета». Проводимые в этом году нашим отделением летние мероприятия проводились в рамках федерального партийного проекта партии «Единая Россия» «Чистая вода».

- Как можно стать членом движения «Зелёная планета»?

- У нас нет строгого членства. Каждый ребенок, пожелавший участвовать в наших проектах, автоматически становится участником нашего движения. А для этого нужно просто прийти в наш офис (г. Воронеж, ул. Плехановская, 2-28), взять положения о проводимых мероприятиях и принять участие в любом конкурсе. Так вы станете членом Детского экологического движения «Зеленая планета».

Так что приходите. Мы всегда рады, когда на наши предложения поучаствовать в экологической акции люди не только говорят о важности бережного отношения к природе, но и проявляют свое отношение в конкретных поступках. А ведь это – признак того, что человеку не безразлична та страна, в которой он живет.