Республиканский семинар «Развитие Общероссийского детского экологического движения «Зелёная планета» в Республике Марий Эл

Марий Эл Республиканское отделение ООДЭД "Зелёная планета", Анастасия Башева, 27.03.2009
Семинар в Марий Эл посвящен "Зелёной планете"

26 февраля 2009 года в городе Волжске на базе средней общеобразовательной школы № 10 состоялся Республиканский семинар «Развитие Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» в Республике Марий Эл».

Организовали семинар Министерство образования Республики Марий Эл, МУОО МО «Город Волжск», МОУ ДОД «Волжский детский экологический центр», МОУ СОШ №10 г.Волжска, Совет Регионального отделения ООДЭД «Зелёная планета» в Республике Марий Эл.

Целью семинара стал обмен знаниями и опытом работы в различных областях экологического образования и воспитания детей, а также их практического применения.

В семинаре приняли участие учителя биологии и экологии, педагоги дополнительного образования, методисты дополнительного образования, воспитатели детских садов и педагоги, занимающиеся проблемами экологического образования и воспитания, всего 64 педагога из 31 образовательного учреждения из 3 городов (г. Йошкар-Ола, г.Волжск, г.Звенигово) и 5 районов (Волжский район, Советский район, Звениговский район, Куженерский район, Моркинский район) Республики Марий Эл. В работе семинара приняли участие зам. директора ГОУ ДОД РМЭ «ДЭБЦ» С.С. Суровцева, методист ГДЭБЦ г. Казань Н.С. Валеева, главный специалист по экологическому просвещению, туризму и рекреации НП «Марий Чодра» В.В. Тойшев.

_ _ _ _ _ _ _

Основной доклад на пленарном заседании сделала Председатель совета Марий Эл Республиканского отделения Общероссийского детского экологического движения "Зелёная планета", методист Волжского детского экологического центра Анастасия Владимировна Башева. Тезисы доклада приведены ниже.

Развитие Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» в Республике Марий Эл

“Крайне важно, чтобы молодежь играла
активную роль в защите окружающей среды
и активно участвовала в принятии решений
по вопросам охраны окружающей среды и развитию”.
(“Повестка дня на 21 век”, «Роль детей и молодежи
в обеспечении устойчивого развития», материалы конференции ООН в Рио-де-Жанейро июнь1992 г.)

Свидетельством экологизации массового сознания и мощным фактором развития экологической культуры населения мира является экологическое движение. Активно действуют международные организации «зеленых», проводятся массовые экологические акции, растет количество экологических партий, развивается международное экологическое право.

Наряду с взрослыми в решение экологических проблем активно включаются и дети, объединяющиеся в юннатские, природоохранные, экологические организации. Детское и молодежное экологическое движение приобретает все больший размах и значение. Практически в каждом образовательном учреждении реализуются детские экологические программы. Проводятся детские эколого-туристские экспедиции. Стали традиционными экологические мероприятия, акции для детей и подростков, например, экологические олимпиады, природоохранные акции, профильные экологические смены в детских оздоровительных лагерях.

Деятельность Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета» нужно рассматривать как составную часть социального движения, совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта. При этом движение имеет широкие возможности в развитии экологической культуры детей и подростков; это заключается как в общих для детского движения сущностных характеристиках (самодеятельный характер, предоставление подросткам широких возможностей самореализации), так и в специфичной для него доминанте принципа природосообразности, который выражен в экокультурных ценностных ориентациях экологического движения, направленности деятельности детей на гармонизацию взаимодействия с окружающей средой, интенсивном расширении их личного экологического опыта за счет непосредственного контакта с природой.

Сегодня в 74 субъектах Российской Федерации работают региональные отделения ООДЭД «Зелёная планета», участников движения на сегодняшний день более 1.500.000 человек из 7000 детских организаций по всей России.

Республика Марий Эл принимает активное участие в деятельности Движения «Зелёная планета» с самого его основания. Количество участников за эти годы выросло с 280 до 6500 человек.
Пять лет на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Волжский детский экологический центр» работает Региональное отделение Движения "Зеленая планета", оно координирует работу детских экологических организаций по всей республике (с нами сотрудничают 68 образовательных учреждений из 4 городов и 9 районов республики).

Педагоги республики активно участвуют как в работе международных и всероссийских семинаров, конгрессов, конференций, организованных ООДЭД "Зелёная планета", так и в региональных и республиканских семинарах, которые организует Региональное отделение Движения. Педагоги знакомятся с богатым опытом работы своих коллег, который тем или иным образом используют в дальнейшем в своих детских коллективах.
_ _ _ _ _ _ _

После пленарного заседания участникам семинара был предложен мастер-класс педагога-психолога высшей квалификационной категории ЦПМСС «Лабиринт» Н.П. Митюхиной.

Далее работа семинара проходила по секциям: «Метод проектов в экологическом образовании и воспитании», «Творческие конкурсы как одна из форм экологического образования и воспитания», «Школьное лесничество как одна из форм деятельности общественного движения», «Экологическое воспитание и образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
На круглом столе, на подведении итогов работы семинара педагоги республики поделились своими впечатлениями о прошедшем мероприятии, озвучили свои пожелания организаторам и предложения для развития ООДЭД «Зелёная планета» в Республике Марий Эл.

Участники и гости семинара уверены, что перспективы развития детского экологического движения в дальнейшем росте числа детских экологических объединений, расширении направлений их деятельности; усилении координации детского экологического движения в России и интеграции его с международным; во взаимодействии детского экологического движения с общественными экологическими организациями взрослых граждан России.

Проблема, на которую обратили внимание участники семинара это отсутствие государственных механизмов стимулирования и развития детского экологического движения как формы экологического образования и основы устойчивого развития общества и участия детей и молодежи в принятии экологически значимых решений. Необходима государственная система диалога и поддержки детского и молодежного экологического движения для совместной и согласованной работы общественности и государственных природоохранных органов при решении насущных экологических проблем.
Участники и гости высоко оценили организацию семинара, и предложили провести научно-практическую конференцию для педагогов в декабре 2009 года.